Выживут не все


К осени в результате кризиса на плаву останется только половина официальных автодилеров. Проведенные исследования позволили обнаружить на их складах свыше 20 тыс. нераспроданных с прошлого года машин.

С учетом коррекции рынка это составляет полуторамесячный запас, и многие дилеры сейчас не принимают заказы на модели 2009 года, распродавая только запасы.

В 2008 году в России была зафиксирована продажа 3,175 млн автомобилей (по данным Pricewaterhouse Coopers). На Петербург пришлось около 300 тыс. машин, а выручка от их продажи составила около $6 млрд. Эта сумма распределилась между примерно 200 официальными и независимыми салонами.

  Однако уже к лету из примерно 120 авторизованных салонов 50% закроется или сменит собственника, уверен совладелец автоцентра "Олимп" Евгений Войтенков. Независимый эксперт рынка Сергей Петросян (ранее - глава "Рольф Карлайн"), полагает, что их число сократится на 30%.

"Многие компании убило развитие последних лет, когда на строительство новых салонов и расширение бизнеса брались огромные кредиты, - сетует Евгений Войтенков. - При резком падении продаж и нехватке ликвидности возвращать кредиты не получится". "Если в 2008 году в Петербурге открылось 15-20 новых автосалонов, то в 2009 году ожидается открытие двух-трех точек, причем они будут скромнее, чем раньше", - говорит руководитель проекта "Автодилер.ру" Михаил Чаплыгин. Резкий спад, сменивший бурный рост еще начала прошлого года, был зафиксирован в октябре.

В условиях сокращения покупательской способности петербуржцев и почти полной остановки автокредитования поддерживать докризисный объем продаж могут далеко не все. "Успехи прошлых лет привели к тому, что почти никто из дилеров не продавал машины, они лишь провожали клиентов к кассе", - сетует Виталий Новиков, глава петербургского филиала "Соллерс" (ранее - "СеверстальАвто").

Сергей Петросян отмечает, что уже сейчас многие дилеры сокращают свои расходы за счет оптимизации штата и производственных процессов, в первую очередь - складских запасов. "В основном на складах постоянно храниться будут только наиболее расходуемые товары - масла, ремни ГРМ, тормозные колодки", - полагает он. "Ситуация выправится после лета, когда люди поймут, что машины дорожают медленнее, чем дешевеет рубль", - полагает Виталий Новиков, оптимистично прогнозируя спад продаж всего лишь на 30% по итогам года.

Вместе с тем кризис на рынке играет на руку компаниям, способным на развитие. Так, Виталий Новиков напоминает, что тот же Евгений Войтенков заявлял о планах по покупке дилеров и ему теперь выгодно сгущать краски.

Григорий Брудный, генеральный директор салона Gregory's Cars, указывает, что на западе 80% доходов дилерам приносит обслуживание. Если каждый из 300 тыс. купивших в прошлом году машину потратит хотя бы 5 тыс. рублей на обслуживание, объем этого рынка уже составит 1,5 млрд рублей - за эти деньги стоит побороться.


RSoft,Ltd.
18.03.2009
Назад в новости
Information support and design © RSoft, Ltd.